«Крик»

Автор статьи: Карим Кадырбаев
Короткая, но яркая эпоха «кина из видика», по-моему, была важнейшей частью культуры на стыке тысячелетий. Особенно у нас. В 80-х видак себе могли позволить единицы, в 90-х был у большинства, в 2000-х уже никому не нужен был. Как щас помню, «Плохих парней 2» в 2003-м я уже смотрел на DVD. К слову, эпоха DVD оказалась еще короче, а пришедший ему на смену формат Blu-ray и вовсе оказался мертворожденным. Но давайте обратно в 90-е.

Отдельная истоия была записывать на видак кино и клипы с телека. Сейчас, не объяснишь 20-летнему пацану, зачем мы сидели перед телевизором, чтобы жать кнопку rec и pause, потому что ну че ты как олух пленку тратишь на рекламу макарон «Султан» и какой-нибудь блендамед.

И вот я тут вспомнил, как пытался записать все три серии «Крика», кажись, на «КТК». Надо сказать, что «Крик» стал вторым ужастиком, после «От заката до рассвета», который я смотрел в более-менее осознанном возрасте.

Уж больно мне нравилась структура слэшера (тогда я и слов таких не знал). И, собственно, тогда-то меня заинтересовала фигура Уэса Крейвена. Лютый дед, который в 80-х породил главное зло моего детства Фредди Крюгера.

Собственно, Крэйвен – своего рода икона жанра, который в этом самом «Крике» этот самый жанр решил эксплуатировать.

Во-первых, никто до этого (кроме разве что Хичкока) не убивал единственную звезду в актерском составе в первых десяти минутах фильма (если кто не в курсе, Дрю Бэрримор).

Во-вторых кино с одной стороны дико ироничное и постоянно стебется над всеми клише жанра, в котором он, собственно, и создан, с другой свято их чтит. К тому же, трилогия создана по всем канонам «культового» кино.

Тут если немного поумничать и поиграть в киноведа, то есть такое понятие, как «культ» и оно очень сильно привязано к фильмам ужасов. Одной из разновидностей алгоритма «культового ужастика» является следующая схема: первый фильм – каноническая история, вторая – ремейк первого фильма (и если вы помните, во второй серии «Крика» главные герои оказываются на съемках картины, в основе которой лежат события первого фильма), а третий является своего рода пародией на первые две серии (и тут забавно, что и третья часть «Крика» была смешнее, чем первые два фильма, и к этому времени вышла реальная пародия на «Крик» и другие модные на то время проекты – «Очень страшное кино»).

По этому же алгоритму были в свое время отработаны «Зловещие мертвецы» и (уж, простите) «Человеческая многоножка», но обо всем этом я, конечно, узнал потом из умных книжек, равно как и о миллионах отсылок в трилогии к классическим ужастикам – от «Суспирии» до «Хэллоуина» и того же «Кошмара на улице вязов» (а гениям на самих себя ссылаться можно). Ну а пока вот он я, сижу и заклеиваю отломанный язычок видеокассеты, перевожу режим записи с SP на LP (в качестве теряешь, зато трехчасовая кассета записывала шесть часов видео).

Кстати, все три части мне так не удалось записать. Обязательно, то начало пропущу, то пленки на финал не хватало. И потом кассеты в доме были пережеваны, потому что че? Правильно! Я по сто пятьдесят раз переписывал на них новые фильмы с телевизора.

P.S. Кстати, последним фильмом в фильмографии Крейвена был "Крик 4", сам по себе неплохой, но все-таки смотрится, как инородное тело во франшизе, а вот уже появившийся позднее одноименный сериал - вот это уже прямо эксгумация и изнасилование трупа оригинала.


Вернуться в блог