Интернет ТВ: сравнение ОТТ-приложений на рынке Казахстана

Тем, кто хочет понять реальные плюсы и минусы каждого, сравнить и сделать свой выбор, разбор контента, все плюсы и минусы, тарифы некоторые подводные камни.
На сегодняшний день на рынке Казахстана пользователям доступен довольно широкий круг приложений для просмотра Интернет-телевидения – 7 операторов предлагают свои продукты. Тем, кто хочет понять реальные плюсы и минусы каждого, сравнить и сделать свой выбор, разбор контента, все плюсы и минусы, тарифы некоторые подводные камни.

Абонентам ALMA TV BOX также доступная платная подписка на 5 онлайн-кинотеатров с разным сроком промо-периода. При этом, непонятно наличие такого количества онлайн кинотеатров. Видимо, оператор в данном случае решил действовать по принципу избыточности.

Из плюсов:
  • самый большой набор каналов, доступный в казахстанском OTT, всего 141;
  • выгодно подключать абонентам, у которых уже есть кабельное ТВ от AlmaTV, доплата в таком случае за OTT составляет 200-400 тг/мес;
  • 7 дней архива;
  • IP-приставку можно взять в аренду за 490 тг/мес.
Из минусов:
  • высокие цены (2 299 тг за 79 каналов, 3 500 тг за 141 канал);
  • отсутствие уникальности в интерфейсе (оператор использует российскую «Смотрёшку») и функциях приложения
  • в абонентскую плату входит просмотр лишь на 2 устройствах.
BeeTV
Коммерческий запуск BeeTV состоялся в апреле 2015 года. Поскольку оператор является провайдером как мобильного, так и фиксированного Интернета, есть некоторые различия в пакетах каналов для абонентов в зависимости от вида Интернет доступа. Для абонентов мобильной связи Beeline предлагает бесплатный пакет из 57 каналов («Бесплатно TV360») и два платных пакета ОТТ, линейка же IP TV ожидаемо круче, но сейчас не об этом.
Из плюсов:
  • безусловно выгодные условия для своих клиентов по пакету TV360, еще и не учитывается мобильный трафик при просмотре ТВ
  • IP-приставку также можно взять в аренду, но уже за 690 тг/мес; Приложение реализовано на SPB TV, которое гораздо удобнее и функциональнее стандартной «Смотрёшки»
Из минусов:
  • для получения всего набора спортивных каналов нужно дополнительно подключать пакет "Премиум Спорт" (1190 тг за основной пакет + 890 тг за спорт = 2080тг за 126 каналов), что не очень удобно
  • практически отсутствуют эксклюзивные каналы, то есть те, которые нельзя посмотреть в пакетах других операторов;
  • всего 1 день архива, что крайне неудобно;
  • просмотр ограничен двумя устройствами;
  • нужно обязательно быть абонентом Beeline, либо мобильным, либо фиксированным. Абонентам других операторов услуга BeeTV недоступна.
Mobi TV
Любимый многими мобильный оператор Kcell также имеет в арсенале своих продуктов услуги ТВ. С начала 2016 года компания уделяла развитию этого направления разную долю внимания: менялся контент, количество пакетов (ранее это были 3 пакета «Оптимальный», «Премиум», «Элит Спорт»), на сегодня же доступна подписка только на один пакет «Оптимальный» с 72 каналами.
Из плюсов:
  • самое дешевое казахстанское платное OTT ТВ (650 тг/мес за 70+ каналов)
  • как и у всех мобильных операторов мобильный трафик при просмотре ТВ не учитывается
  • 7 дней архива
Из минусов:
  • услуга доступна только абонентам Activ или Kcell
  • крайне скудный набор интересных каналов (всего 2 спортивных канала, отсутствует «Первый канал. Всемирная сеть» и т.д.)
Tele2 TV
Сервис у мобильного оператора доступен с марта 2019 года и представлен двумя пакетами: «Базовый» с 65 каналами и «Премиум» со 119 каналами. Также имеется подключение Megogo и QAZAQSHA.
Преимущества и недостатки аналогичны всем мобильным операторам: не учитывается мобильный трафик, но услуга доступна только абонентам собственной сети. Ну и архив ограничен 3 днями.

tvcom
Компания TVCOM с одноимённым брендом запустила сервис ОТТ для своих подписчиков в начале 2020 года. Основное направление компании – предоставление услуг спутникового ТВ, где они безусловно сильны, но и в Интернет ТВ не подкачали. Для пользователя, удобно, когда все каналы собраны в единый хороший пакет и не надо ничего докупать. Есть отдельный пакет VIP, но он по определению всегда выделяется у всех операторов.
Из плюсов:
  • уникальный интерфейс от платформы 24TV: как мы уже выяснили, у большей части казахстанских операторов OTT работает на приложения реализованы на "Смотрёшке"
  • один пакет с привлекательной ценой, который включает все хорошие каналы: не надо доплачивать за просмотр рейтинговых каналов, которые другие операторы включают в верхние пакеты
  • максимальное количество "эксклюзивных" каналов в OTT, в т.ч. UFC ТВ, КВН, линейка фильмовых, спортивных и познавательных каналов Viasat и т.д.
  • 7 дней архива и 3 устройства
  • имеются профили под каждого члена семьи с персональными рекомендациями
  • услуга работает на Интернете любого провайдера РК: и мобильного, и фиксированного
Из минусов:
  • самый непродолжительный промо-период
  • отсутствие онлайн-кинотеатров, только доступные в архиве фильмы и передачи
tv+
И наконец, самый распиаренный продукт от Казахтелеком. Появился он на рынке самым последним, буквально в марте этого года, и как это обычно бывает у нашего главного оператора – с присущей помпезностью и, судя по количеству рекламы на каждом шагу, многомиллионными бюджетами. Итак, на сайте услуги ТВ есть 5 пакетов, которые доступны к подключению. Конкретно ОТТ касаются только 2 из них:

Из плюсов:
  • максимальное количество устройств, на которых можно просматривать ТВ – 5
  • самый большой пробный период – 30 дней, и совсем недавно в соцсетях прошла информация, что пробный период продлен до 6 месяцев
  • включённая в подписку Амедиатека, QAZAQSHA и Start, также оператор заявил о скором включении more.tv для своих абонентов
Из минусов:
  • Высокие цены - 1700 тг за 30+ каналов, 2700 тг за 90 каналов без учета региональных каналов
  • Ограниченное количество каналов в ОТТ без учёта региональных каналов
  • Подключение платного пакета через оператора
  • Отсутствие уникальности в интерфейсе и функциях
Собственно, обзор закончен. На чем остановиться? Безусловно, выбор за вами. Все продукты операторов более-менее одинаковы, каких-либо существенных отличий или наоборот преимуществ, пожалуй, нет. Но в силу имеющегося опыта и анализа динамики развития всех операторов, которое я делаю на протяжении уже нескольких лет, приведу в пример свой собственный опыт. Как выбираю я и что является действительно важным:

Доступность
Возвращаясь к минусам некоторых операторов, которые ограничивают пользование услугой своей собственной сетью – это в какой-то степени ограничение свободы выбора. И это странно, ведь это не повод менять свой номер и мобильного оператора. Поэтому мобильные операторы здесь в проигрыше.

Состав пакетов
Для большинства при выборе оператора главным условием является даже не цена, а контент. Конечно, лучше всего сочетание «цена-качество», и в последнем случае это те каналы, которые включаются в пакеты. Состав пакетов у всех операторов в основном идентичен, в ТОП-ах рейтингов телесмотрения, как правило, Первый канал со всем семейством, ТНТ, кино, казахстанские каналы, спорт. Поэтому с точки зрения состава всех пакетов ОТТ операторов получилась следующая картина:
  • mobitv – нет таких
  • tele2 – 1 канал E TV, популярен в основном у игроманов.
  • beetv – 3 канала, из интересных 1+1 и Любимое кино.
  • tv+ - 12 каналов, из которых популярны МузТВ и Extreme Sports.
  • almatvbox – 14 каналов, остановиться можно на Discovery Science и Арсенал
  • tvcom – 16 каналов, среди которых «любимчики» Viasat (Nature, History, Explore, Sport), Жара ТВ и UFC ТВ, кстати, эксклюзивный. Но главное, наличие трёх каналов TV1000, TV1000 Action и ТВ 1000. Русское кино.
Эксклюзив — это то, чем оператор может похвастаться. Но по факту же все игроки формируют определенный универсальный набор видеоконтента, который интересен максимальному количеству зрителей.

Наличие онлайн-кинотеатров
Практически все операторы интегрируют онлайн-кинотеатры в свои продукты, за исключением tvcom. Судя по всему, оператор считает, что фильмов и передач, доступных ежедневно и из архива, вполне достаточно для поиска того, что хочешь посмотреть. Согласимся с оператором: чуть более полутора тысяч только фильмов вполне достаточно.

Что касается остальных – в основном операторы предлагают стандартную «пятёрку» российских онлайн-кинотеатров. Almatvbox и beetv, tele2tv и tv+ добавляют Qazaqshа. Можно предположить, что, если появится Netfliх на более выгодных условиях, чем его можно подключить сейчас – возможно он будет подключен на время. Ориентироваться на какой-то онлайн-кинотеатр при подключении ТВ не рекомендуем. Недавно прошла новость, что один из российских операторов подключил восьмой (!) по счету онлайн-кинотеатр и теперь его подписчикам доступно более 200 тысяч единиц контента.

Еще один аргумент – аудитория онлайн-кинотеатров неустойчива. Зачем оплачивать платную подписку, когда в интернете есть все! И для казахстанских зрителей в основной массе это правило действует. В итоге выбор за разумной достаточностью.

Удобство
Поскольку модель потребления услуг ТВ изменилась за последнее время, смотрение сразу с трёх экранов — норма для современного зрителя, а не исключение из правил. Именно поэтому проекты ОТТ очень жизнеспособны. Интерактивность уже глубоко приживается в сердцах зрителей.

Еще один момент удобства – персонификация предложений. То есть сервис предлагает зрителю именно то, что он скорее всего захочет посмотреть. Бывало ли у вас так, что вы заходите в онлайн-кинотеатр за «посмотреть что-нибудь новенькое-интересненькое» и в итоге проводите полдня за поиском фильма? Так вот наличие профилей – у рассматриваемых операторов есть у tv+ и tvcom – и систем рекомендаций здорово упрощает эту задачу.

Цена
За последний год ситуация с платежеспособностью населения явно не улучшилась, и цена продукта вообще для некоторых выходит на первый план. Поэтому сравнить продукты достаточно просто - по составу, а не по количеству. Поэтому Mobitv с его самой дешевой ценой можно исключить, потому что их 73 канала никак не сравнить с остальными.

Дороже всего пакеты стоят у almatvbox – цена доходит до 3500 тг/мес. Здесь ребята явно ориентируются на количество каналов в пакете (самое большое), но, к сожалению, не на качество. Дорогой и tv+ - 2700 тг/мес при не самом интересном пакете. Самая низкая цена у beetv – 1190 тг/мес. Средняя цена – у tvcom, 2200 тг/мес за достаточно качественный контент плюс эксклюзив.

Маркетинг
То, что безусловно влияет на выбор абонента — это реклама. И здесь особо выделяется Казахтелеком с его tv+, который в этом смысле наиболее агрессивен: это и почтовые рассылки, и соцсети с красивыми роликами, и активный постинг преимуществ, и звонки операторов колл-центра, которые, к сожалению, еще пока досконально не разобрались в продукте и на все вопросы зачастую ответить не могут.

Позволим себе предположить, что сейчас идет пилотный период тестирования основных месседжей, на которые «клюнет» аудитория. Если еще месяц назад звонили с предложением за 2700 подключить 102 канала с Амедиатекой и Qazaqshа, в которой, кстати, на тот момент было всего 11 фильмов казахстанского производства, теперь звонят с предложением ежедневной тарификации – видимо поняли, что дороговато и не цепляет. К тому же продлили пробный период сначала до трёх месяцев, а потом и до 6 месяцев. Возможно, скачать – скачали, а смотреть – не смотрят. А это значит, что когда приходит время платить, услуга уже обесценена и от нее отключаются.

Еще один момент всей рекламной кампании, это такие характеристики, как «инновационный продукт», «новое телевидение», «казахстанский продукт». Но новое для кого, позвольте спросить? Для Казахтелекома - возможно, но никак не для пользователей, которым доступны все преимущества ОТТ еще с 2013 года. То же самое можно сказать и об инновационности – тоже, видимо, для самого Казахтелекома, но не для рынка в целом.

Да, «tv+» подтверждает способность отечественных компаний самостоятельно разрабатывать и реализовывать масштабные и высокотехнологичные решения. Но в чем новизна и отличия от уже существующих решений? Платформа, на которой размещен контент, это любимая многими операторами российская «Смотрёшка», уже далеко не свежая и славящаяся своими коробочными решениями и отсутствием гибкости. А казахстанский контент доступен и у других операторов. Вопрос: что же такого сделала отечественная компания, чтобы провозглашать такие лозунги? Красивый, яркий продукт, - да. Но на инновационный и казахстанский – никак не тянет. А маркетологам из Казахтелекома – респект. Действительно, бюджеты потрачены не зря.
1️⃣ Скачай и установи Приложение tvcom
- на SMART-TV Samsung/ LG/ Android TV
- на смартфонах Android в Google Play и Apple iOS в App Store:
2️⃣ Оформи подписку на пакет "Premium"
в Личном Кабинете (2200 тг/мес.)
- Тысячи киноновинок, рейтинговых передач и спортивных трансляций
- Более 130 телеканалов в высоком качестве

Вернуться в блог