Не так давно я писал о том, что прочел книгу Брайана Раферти о « 1999 -последнем великом годе в кино». И если кто забыл, то по итогам того года «Оскар» за лучший фильм забрала драма Сэма Мендеса «Красота по-американски».
Тот редкий случай, когда кино злободневное и остроумное до сих пор смотрится свежо и актуально. Примечательно, что для Мендеса этот фильм был дебютом в большом кино, до этого его знали только заядлые театралы.
Почему я говорю, что кино злободневное именно на тот период? Дело в том, что сценарий к этой картине был написан на фоне масштабного обрушения такого монументального института, как «американская семья». Число разводов и преступлений на бытовой почве в конце 90-х значительно выросло, по сравнению с предыдущими десятилетиями, а сама Америка переживала афтершоки после скандальной истории с Биллом Клинтоном и Моникой Левински.
На благодатной почве адюльтера актуального на тот момент президента и родилась история о том, как мужчина, которому изменяет супруга, а дочь мутит странные отношения с недавним клиентом психушки, влюбляется в старшеклассницу.
Кевин Спейси получит своего второго «Оскара» и надолго застолбит место в пантеоне лучших актеров Голливуда и лишится его только через двадцать лет, когда выяснится, что он не по маленьким девочкам (как герой фильма), а наоборот, по маленьким мальчикам. Своего «Оскара» получит и дебютант Сэм Мендес, а также сценарист Алан Болл, который написал «Красоту по-американски» от безысходности, ненавидя свою постоянную работу в качестве штатного сценариста ситкомов «Сибилл» и «Грейс в огне». К слову, сценарий лучшего фильма отфутболивали все студии и продюсеры и фильм бы никогда не был снят, если бы его случайно не прочел Стивен Спилберг, который как раз набирал проекты для своей студии Dreamworks.