Из плюсов: - максимальное количество устройств, на которых можно просматривать ТВ – 5
- самый большой пробный период – 30 дней, и совсем недавно в соцсетях прошла информация, что пробный период продлен до 6 месяцев
- включённая в подписку Амедиатека, QAZAQSHA и Start, также оператор заявил о скором включении more.tv для своих абонентов
Из минусов: - Высокие цены - 1700 тг за 30+ каналов, 2700 тг за 90 каналов без учета региональных каналов
- Ограниченное количество каналов в ОТТ без учёта региональных каналов
- Подключение платного пакета через оператора
- Отсутствие уникальности в интерфейсе и функциях
Собственно, обзор закончен. На чем остановиться? Безусловно, выбор за вами. Все продукты операторов более-менее одинаковы, каких-либо существенных отличий или наоборот преимуществ, пожалуй, нет. Но в силу имеющегося опыта и анализа динамики развития всех операторов, которое я делаю на протяжении уже нескольких лет, приведу в пример свой собственный опыт. Как выбираю я и что является действительно важным:
Доступность Возвращаясь к минусам некоторых операторов, которые ограничивают пользование услугой своей собственной сетью – это в какой-то степени ограничение свободы выбора. И это странно, ведь это не повод менять свой номер и мобильного оператора. Поэтому мобильные операторы здесь в проигрыше.
Состав пакетов Для большинства при выборе оператора главным условием является даже не цена, а контент. Конечно, лучше всего сочетание «цена-качество», и в последнем случае это те каналы, которые включаются в пакеты. Состав пакетов у всех операторов в основном идентичен, в ТОП-ах рейтингов телесмотрения, как правило, Первый канал со всем семейством, ТНТ, кино, казахстанские каналы, спорт. Поэтому с точки зрения состава всех пакетов ОТТ операторов получилась следующая картина:
- mobitv – нет таких
- tele2 – 1 канал E TV, популярен в основном у игроманов.
- beetv – 3 канала, из интересных 1+1 и Любимое кино.
- tv+ - 12 каналов, из которых популярны МузТВ и Extreme Sports.
- almatvbox – 14 каналов, остановиться можно на Discovery Science и Арсенал
- tvcom – 16 каналов, среди которых «любимчики» Viasat (Nature, History, Explore, Sport), Жара ТВ и UFC ТВ, кстати, эксклюзивный. Но главное, наличие трёх каналов TV1000, TV1000 Action и ТВ 1000. Русское кино.
Эксклюзив — это то, чем оператор может похвастаться. Но по факту же все игроки формируют определенный универсальный набор видеоконтента, который интересен максимальному количеству зрителей.
Наличие онлайн-кинотеатров Практически все операторы интегрируют онлайн-кинотеатры в свои продукты, за исключением tvcom. Судя по всему, оператор считает, что фильмов и передач, доступных ежедневно и из архива, вполне достаточно для поиска того, что хочешь посмотреть. Согласимся с оператором: чуть более полутора тысяч только фильмов вполне достаточно.
Что касается остальных – в основном операторы предлагают стандартную «пятёрку» российских онлайн-кинотеатров. Almatvbox и beetv, tele2tv и tv+ добавляют Qazaqshа. Можно предположить, что, если появится Netfliх на более выгодных условиях, чем его можно подключить сейчас – возможно он будет подключен на время. Ориентироваться на какой-то онлайн-кинотеатр при подключении ТВ не рекомендуем. Недавно прошла новость, что один из российских операторов подключил восьмой (!) по счету онлайн-кинотеатр и теперь его подписчикам доступно более 200 тысяч единиц контента.
Еще один аргумент – аудитория онлайн-кинотеатров неустойчива. Зачем оплачивать платную подписку, когда в интернете есть все! И для казахстанских зрителей в основной массе это правило действует. В итоге выбор за разумной достаточностью.
Удобство Поскольку модель потребления услуг ТВ изменилась за последнее время, смотрение сразу с трёх экранов — норма для современного зрителя, а не исключение из правил. Именно поэтому проекты ОТТ очень жизнеспособны. Интерактивность уже глубоко приживается в сердцах зрителей.
Еще один момент удобства – персонификация предложений. То есть сервис предлагает зрителю именно то, что он скорее всего захочет посмотреть. Бывало ли у вас так, что вы заходите в онлайн-кинотеатр за «посмотреть что-нибудь новенькое-интересненькое» и в итоге проводите полдня за поиском фильма? Так вот наличие профилей – у рассматриваемых операторов есть у tv+ и tvcom – и систем рекомендаций здорово упрощает эту задачу.
Цена За последний год ситуация с платежеспособностью населения явно не улучшилась, и цена продукта вообще для некоторых выходит на первый план. Поэтому сравнить продукты достаточно просто - по составу, а не по количеству. Поэтому Mobitv с его самой дешевой ценой можно исключить, потому что их 73 канала никак не сравнить с остальными.
Дороже всего пакеты стоят у almatvbox – цена доходит до 3500 тг/мес. Здесь ребята явно ориентируются на количество каналов в пакете (самое большое), но, к сожалению, не на качество. Дорогой и tv+ - 2700 тг/мес при не самом интересном пакете. Самая низкая цена у beetv – 1190 тг/мес. Средняя цена – у tvcom, 2200 тг/мес за достаточно качественный контент плюс эксклюзив.
Маркетинг То, что безусловно влияет на выбор абонента — это реклама. И здесь особо выделяется Казахтелеком с его tv+, который в этом смысле наиболее агрессивен: это и почтовые рассылки, и соцсети с красивыми роликами, и активный постинг преимуществ, и звонки операторов колл-центра, которые, к сожалению, еще пока досконально не разобрались в продукте и на все вопросы зачастую ответить не могут.
Позволим себе предположить, что сейчас идет пилотный период тестирования основных месседжей, на которые «клюнет» аудитория. Если еще месяц назад звонили с предложением за 2700 подключить 102 канала с Амедиатекой и Qazaqshа, в которой, кстати, на тот момент было всего 11 фильмов казахстанского производства, теперь звонят с предложением ежедневной тарификации – видимо поняли, что дороговато и не цепляет. К тому же продлили пробный период сначала до трёх месяцев, а потом и до 6 месяцев. Возможно, скачать – скачали, а смотреть – не смотрят. А это значит, что когда приходит время платить, услуга уже обесценена и от нее отключаются.
Еще один момент всей рекламной кампании, это такие характеристики, как «инновационный продукт», «новое телевидение», «казахстанский продукт». Но новое для кого, позвольте спросить? Для Казахтелекома - возможно, но никак не для пользователей, которым доступны все преимущества ОТТ еще с 2013 года. То же самое можно сказать и об инновационности – тоже, видимо, для самого Казахтелекома, но не для рынка в целом.
Да, «tv+» подтверждает способность отечественных компаний самостоятельно разрабатывать и реализовывать масштабные и высокотехнологичные решения. Но в чем новизна и отличия от уже существующих решений? Платформа, на которой размещен контент, это любимая многими операторами российская «Смотрёшка», уже далеко не свежая и славящаяся своими коробочными решениями и отсутствием гибкости. А казахстанский контент доступен и у других операторов. Вопрос: что же такого сделала отечественная компания, чтобы провозглашать такие лозунги? Красивый, яркий продукт, - да. Но на инновационный и казахстанский – никак не тянет. А маркетологам из Казахтелекома – респект. Действительно, бюджеты потрачены не зря.