Хорошее кино в твоей жизни может появиться абсолютно случайно. Вот, например, с картиной «Гив ми либерти» получилось уникально. В прошлом году в Каннах у меня было окно между выступлением в казахстанском павильоне и вечерним сеансом и я решил наудачу штурмовать очередь
на программу «Двухнедельник режиссеров», где (по большому секрету вам скажу) зачастую показывают кино, куда интереснее, чем то, которое вошло в основную программу. До сих пор не могу простить себя за то, что не увязался с Юлей Ким на премьеру «Маяка» Роберта Эггерса, которая была за день до этого, а Юле меж тем удалось занять козырное место прямо за спиной Роберта Паттинсона.
Но вот про фильм «Гив ми либерти» я на тот момент не знал ничего. Режиссер Кирилл Михановский до этого был сорежиссером «Дубровского» с Данилой Козловским, который я видел, но не запомнил ни одной сцены. В ролях вообще непонятные люди были.
Но, чем черт не шутит, я подумал, и очередь таки отстоял. И внезапно оказался на лучшем фильме всего фестиваля (после «Паразитов», разумеется). В центре истории сын русских эмигрантов Вик, который работает водителем социального транспорта в захолустном Милуоки, штат Висконсин.
Тут сразу вспоминается диалог из «Догмы» Кевина Смита: - И он сослал их в худшее место из всех существующих!
- В ад? - Хуже! В Висконсин.
Собственно, весь сюжет фильма укладывается в один безумный день из жизни Вика, когда в его условной «Делике» оказываются не только американцы с ограниченными возможностями, но и целая толпа русских бабушек и дедушек, которые едут на поминки к своей соотечественнице.
Концентрация необъяснимого человеческого безумия и какой-то невероятной широты русской души (с песнями под гармошку) в кадре просто зашкаливает. Фактически, «Гив ми либерти» - это такой анти-«Горько!». То есть, на 10-й минуте все персонажи фильма тебя дико бесят, а уже на
20-й ты начинаешь их любить всей душой, настолько они искренние, живые, родные, бесконечно похожие друг на друга и настолько бесконечно самобытны.
Очень жаль, что это кино не дошло до широкой публики, а могло бы стать еще одним феноменом маленького независимого кино, ставшего хитом.