«Лето»

Автор статьи: Карим Кадырбаев
«Вот и наступило лето...» именно с таких слов миллион раз начинались слова редактора во всяких журнала, типа «Крестьянка», но мы таки поговорим с вами о совсем другом «Лете». Из всех кинематографических жанров с самого детства, я больше всего любил музыкальное кино (мюзиклами увлекаться стал гораздо позднее). И за последние годы фильм «Лето» Кирилла Серебренникова лично для меня стал эталоном в этом направлении.

Хаять кино стали задолго до его премьеры на Каннском фестивале.

Одни психовали на то, что «Цой не похож», других жутко раздражало то, что на роль иконы русского рока Майка Науменко Серербенников выбрал попсового Рому Зверя (вообще Серебренников очень любит в свое авторское кино запихнуть кого-нибудь из мира махровой попсы, в «Измене» у него, например, играла солистка «Виа Гры» и тогда еще любовница Валерия Меладзе Альбина Джанабаева, а в следующем фильме «Петровы в гриппе» снялся Иван Дорн). Но больше всего рвало пукан у Гребенщикова и некоторых участников группы «Кино», которые миллион раз повторяли, что в сценарии нет ни слова правды и писали его люди, которые вообще ни хрена о той эпохе не знают.

И, блин, так оно и есть. «Лето» вообще ни разу не про правду. Но это очень нежное кино, в котором все любят друг друга так, как могут любить свободные люди в несвободной стране. Да, в нем есть бесконечно лиричный рыцарь печального образа Майк (кстати, Рома Зверь блестяще в этот образ влился), и красивый юноша Витя Цой, который с одной стороны выглядит инопланетянином, а с другой бесконечно родным и своим. Но это фактически фанфик Серебренникова об артистах (не знаю, насколько им любимых), который вылился в завораживающе трогательную фантасмагорию, в которых «не было этих событий» (о чем прямо в кадре сообщает несуществующий рассказчик, обозначенный в титрах, как Скептик). Отдельно я бы хотел написать о музыкальных номерах. Серебренников пошел на очень любопытный прием, благодаря которому в фильме про Майка и Цоя больше запоминаются не их песни, а Perfect day Лу Рида или Passenger Игги Попа.

Вообще, «Лето» - это редкий российский фильм, к которому я периодически возвращаюсь и пытаюсь всячески пропихнуть своим друзьям и близким.

Еще несколько фактов, которые лично у меня связаны с этим фильмом:
Я посмотрел картину на утреннем показе Каннского кинофестиваля. И сделал офигенное наблюдение. На титрах, которые шли под цоевское «Кончится лето» из зала вышло 80 процентов зрителей (даже в Каннах титры никто не смотрит), но оставшиеся 20 были русскоязычными журналистами и киношниками, которые досидели до конца и... громким шепотом подпевали.

Спустя, кажется, полгода после этого я беседовал с Гариком Сукачевым и не мог ему не задать вопрос по поводу фильма. Он сказал, что он и подавляющее большинство русских рокеров были в восторге и даже Гребенщиков изменил свое мнение, просто не стал его высказывать.

Недавно я беседовал с нашим актером Аскаром Ильясовым и он поделился, что фильм «Лето» стал первым большим обломом в его карьере, потому что парень мечтал сыграть

Цоя в этой картине, но Серебренников отдал предпочтение корейскому актеру Тео Ю, который вообще был не в курсе, кто такой Виктор Цой.
Окончательно в эпатажности Серебренникова в его заигрываниях с русской попсой я убедился, когда узнал, что Цой в фильме говорит голосом Дениса Клявера из группы «Чай вдвоем».

Посмотреть (и погрузиться в неповторимую атмосферу Ленинграда 1981-го года) вы можете на канале «Наше новое кино» в пакете от @tvcom_kz (Спутниковое и Интернет ТВ).

ВНИМАНИЕ! 7 ДНЕЙ БЕСПЛАТНОГО ТЕСТОВОГО РЕЖИМА К ПРИЛОЖЕНИЮ ИНТЕРНЕТ ТВ «TV COM»!
ПодключаиÅÅ!Включаи!ÅÅ ПереключаиÅÅ


Вернуться в блог